Моя любимая книга / Сочинения - материалы для учителей

Моя любимая книга

Наследие мировой классической и современной литературы безмерно велико. Разве можно выбрать одно произведение? Каждая книга со своим сюжетом, своими героями, по-своему волнует и захватывает, вызывает всплеск эмоций, массу впечатлений. В каждой книге – душа автора, его личные переживания и боль.
В своё время меня потрясла невзрачная с виду книга. Она была в семейной библиотеке столько, сколько я себя помню, но никогда не привлекала моего внимания. И действительно: чем она могла это сделать? Разве что с помощью своих внушительных размеров? Книга была очень толстой, в стареньком переплёте тёмно-коричневого цвета. Ребёнок (каким я являлась) мог использовать такую книгу только для того, чтобы залезть повыше, – что я с большим успехом и делала. О том, чтобы читать эту «громадину», не могло быть и речи. Меня хватало только на то, чтобы прочесть название: «Пётр Первый» и имя автора: «А. Н. Толстой».
Но однажды ребёнок вырос, пошёл в школу и стал учиться.
Перейдя в одиннадцатый класс, я получила список литературы, которую нужно было прочитать за лето. В этом списке под номером 18 стояло: «А. Толстой. «Пётр Первый».
Я сразу вспомнила эту книгу. Удивительно, но её образ немедленно возник перед моими глазами.
Летом я взяла книгу в руки. Она всегда казалась скучной, но многочисленные положительные отзывы мамы и бабушки заставляли меня сомневаться.
Однако все мои сомнения превратились в прах, лишь только я открыла книгу. Мир, в который я погрузилась, был полон грязи, а хуже всего оказалось сознание того, что я читаю правду. Я читала и понимала, что страна моя была именно такой…
Я не могла оторваться от книги. Иногда меня охватывал ужас. На фоне описываемой в романе кошмарной, на мой взгляд, жизни России и её жителей стала развиваться ещё одна жизнь: упорная, целеустремлённая. И ещё одна – непоседливая, вредная, озорная. И третья, более спокойная, чем две первые, но такая же несчастная, как и они. Пётр, Алексашка и Алёша. Я стала жить вместе с ними. Я сочувствовала им, радовалась за них, плакала с ними и читала, читала, читала…

Читаю. Вновь всплывают тени
Минувших лет, прошедших дней.
И мои мысли полетели
На поиски легенд-людей…

Пётр I. Царь. Обычный ребёнок, подросток, человек. Человек, полюбивший свою страну, попытавшийся сделать жизнь её лучше… и сделавший! Однако сколько труда, сил, нервных срывов это ему стоило! Многие вставляли палки в колёса юному царю. Рядом с ним жили предательство, подлость, обман.

Очнулась грязная Россия,
Убогость с бедностью тая.
«Он не антихрист, он – мессия!» –
Кричу в страницы книги я.
Но ум людской не принимает
Ни новой веры, ни Петра.
А Софья бунты поднимает,
По крови старшая сестра…
Читаю о крестьянских бедах,
Интригах царского двора,
О глупостях высшего света,
Забавах юного Петра…

Они выросли, и я вместе с ними. Они вместе, они – сила!

Тут скоро смертный бой случится,
Где занимается заря;
Стрелою Алексашка мчится
Из окружения царя,
Который вновь на верфи пашет.
Да он не царь! – Наоборот!
А завтра он серьёзно скажет:
«Не так справляем Новый год».
Без топора, для светлой цели
«Окно в Европу» прорубил…
Каким же всё ж на самом деле
Наш первый император был?

Необычайно интересен для меня этот вспыльчивый, настойчивый, упрямый, огромного роста человек.
Я надеюсь, что Алексею Николаевичу Толстому он тоже был интересен как личность и что автор в своём произведении возвысил Петра не по заданию ВКП(б) и не по указанию своей партийной организации…

Вот вижу, как Толстой вздыхает,
Вновь засидевшись до утра,
И как тихонько возникает
Образ царя из-под пера. (Оля С., 11 кл.)

Другие работы