Чем мне близка поэзия Николая Гумилёва / Сочинения - материалы для учителей

Чем мне близка поэзия Николая Гумилёва

Мир чувств, эмоций, переживаний так огромен. Он переливается всеми красками – мыслимыми и немыслимыми. Он принимает любые обличья – возможные и невозможные. Он – необъятен и удивителен.
Сколько же беспокойных душ попадало в этот мир? Дети, юноши, старики… у всех – совершенно разные, неповторимые судьбы.
Человек, однажды лишь услышав и постигнув прелесть поэтической строки, навсегда проник в этот безграничный мир.
Попал в мир поэзии и Николай Степанович Гумилёв. И не просто проник в него, но и стал творить сам.
Творчество этого поэта привлекает меня своей необычностью. Она заключается и в стихотворном размере, и в содержании стихов.
Например, в стихотворении «Озеро Чад» я наблюдала интересную особенность. В шести его строфах ни разу не повторяется стихотворный ритм и использованы разные виды рифмовки. В то же время течение мысли автора не прерывается, смысл не теряется, продолжается, заключаясь в новую форму.
Николай Гумилёв противопоставляет себя «благородным» поэтам, заявляет об удивительной, лишь ему подвластной способности любить именно так, по-своему:
Да, я знаю, я вам не пара,
Я пришёл из иной страны,
И мне нравится не гитара,
А дикарский напев зурны.

Не по залам и по салонам
Тёмным платьям и пиджакам –
Я читаю стихи драконам,
Водопадам и облакам.

Я люблю – как араб в пустыне
Припадает к воде и пьёт,
А не рыцарик на картине,
Что на звёзды смотрит и ждёт…
Это строки из стихотворения «Я и вы». В каждой из них яркое противопоставление своего мнения (мнения автора) общепринятому. Поэт подчёркивает контраст между устоявшимся понятием о любви и его собственным понятием, таким необычным и непривычным. И я восхищаюсь этим дерзким заявлением, почти вызовом.
С подобным я столкнулась впервые. Зачем это было сделано? Для того, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность, вершину «акмэ»? В таком случае автору удалось задуманное.
Меня привлекают стихи Гумилёва о любви. Они настолько своеобразны, удивительны и смелы, что мне остаётся лишь восхищаться ими.
В стихотворении «Она» нет ни восторженных строк, ни хвалы, ни лести. Нет там воспевания образа «её», нет восхищённых порывов, обещания «золотых гор»…
… молчанье,
Усталость горькая от снов…
Её душа…
Высокомерна и глуха…
Назвать нельзя её красивой…
Так говорит Гумилёв о своей возлюбленной. Кто-то мог бы возмутиться: «Возлюбленной ли?». «О, да!» – отвечу я. Ведь строкой «Но в них всё счастие моё» сказано всё.
Во многих стихах Николая Гумилёва можно заметить «акмеистические» настроения.
К примеру, в стихотворении «Змей» есть такие строки:
… Почему им, безумным, дороже,
Чем в могучих объятьях моих,
На торжественном княжеском ложе?
Или в стихотворении «Покорность»:
Это – покорность! Приди и склонись надо мной…
Автор использует глаголы в повелительном наклонении, показывает, что сам он никогда не покорится.
А вот строки из стихотворения «У камина»:
… И, тая в глазах злое торжество,
Женщина в углу слушала его.
«Он» только что признался, что его душа «тягостно больна», что он «узнал, что такое страх» и что «Даже блеск ружья, даже плеск волны // Эту цепь порвать не вольны…». «Он» сознаётся в своём бессилии, покоряется судьбе.
Вообще в поэзии Гумилёва очень много нестандартного, необычного, индивидуального. Это лишний раз подтверждает принадлежность поэта к акмеистам, хотя Гумилёв позже и отошёл от этого течения.
Нельзя сказать, что я люблю неординарность Н. С. Гумилёва, но стихи его меня всё же привлекают своей необычностью, своим, только им свойственным, скрытым, что называется, «между строк», смыслом. (Оля С., 11 кл.)

Другие работы