из работы «Сопоставительный анализ / Сочинения - материалы для учителей

из работы «Сопоставительный анализ

Каждый читатель видит древнерусскую поэму по-своему. Есть собственное восприятие событий, произошедших много веков назад и оставшихся в памяти поколений благодаря бессмертному произведению, созданному неизвестным автором, и у меня:

… Стык веков. И словно тень былого
На волне прошедшего встаёт
В трудный час, бессмертных предков «Слово»
Нам теперь спасение несёт…

Живо всё: и зноем дышат степи,
Будто не прошло с тех пор ни дня.
Сквозь века в своём великолепье
Игорь-князь взирает на меня.
И, листая ветхие страницы,
Я перед семнадцатой весной
Слышу скорбный глас какой-то птицы:
Иль чечётки, или же зегзицы, –
Голос Ярославны молодой.
Вижу, как стоит она, рыдая,
Обращая взор свой к небесам,
Как лежит в полях чужого края,
Алой русской кровью истекая
И молясь в ночи её слезам,
Муж могучий; как Боян на струны
Напускает стадо лебедей
И как Игорь тёмной ночью лунной,
Раздирая плена круг безумный,
Мчится вдаль к родной земле своей…
Но усталость вдруг одолевает,
Вмиг подкравшись к комнате моей,
Медленно ресницы мне смыкает,
И во сне я вижу тех зверей,
Что кричали в час дурных знамений,
Не давая Игорю пройти
И стеной своих предупреждений
Преграждая войску все пути.

… Сколько же людей вот так сидело?
Сколько же склонялось здесь голов?
Скольким Ярославна песню пела?
Сколько же на свет рождалось «Слов»?..

А теперь за мерным перестуком
Я сижу, дыханье затаив,
Пальцами и этим тихим звуком
Мысли в ряд значков оборотив.
Изучаю, сравниваю, зная:
Нереально это изучить!..
Но влечёт вперёд страничек стая,
Вкрадываясь в разум и желая
Мысли древней власти подчинить… (Оля С., 11 кл.)

Другие работы